
Творческая судьба этой знаменитой актрисы была уникальной: не имея профильного актерского образования, Татьяна Пельтцер начала сниматься в кино с 39 лет, а всенародная слава пришла к ней после 49 лет, когда большинство актрис заканчивают кинокарьеру. Ее не смущал неофициальный титул «всесоюзной бабушки советского кино» – она никогда не скрывала свой возраст. В 73 года Пельтцер перешла в «Ленком» после 30 лет в Театре Сатиры, и можно сказать, что знакомство с режиссером Марком Захаровым и актером Александром Абдуловым не только продлило ее творческую судьбу, но и заставило сердце биться чаще…

О темпераменте этой «бабушки» в театральной среде ходили легенды. Многие коллеги ее побаивались – она была прямолинейна, остра на язык и очень эмоциональна. Те, кто ее любил, называли ее заводной, искрящейся, неуемной и отчаянной, те, кто недолюбливал – вздорной, несдержанной, шумной и бескомпромиссной. Но не было никого, кто оставался к ней равнодушен.

Этот темперамент проявлялся в первую очередь в творчестве: на съемках она взбиралась по водосточной трубе, танцевала на карнизе дома, прыгала через заборы и пела песни, стоя на крыше троллейбуса. Большинство трюков Пельтцер выполняла самостоятельно. До самых последних дней даже на гастроли она возила с собой коврик для занятий, каждое утро для нее начиналось с гимнастики, а день продолжался с чашкой кофе и обязательной порцией никотина – актриса курила, любила вкусно поесть и ни в чем себя не ограничивала.

Играя мам и бабушек в кино и в театре, она так и не исполнила эти роли в жизни – Татьяна Пельтцер была замужем лишь однажды, брак продлился недолго, детей и внуков у нее не было. И только близкие знали, какие страсти всю жизнь кипели в горячем сердце этой непростой «бабушки». Да и так ее назвать просто язык не поворачивался – часто она вела себя, как легкомысленная девчонка. Знавшие ее близко говорили, что вся ее жизнь состояла из бурных романов, даже после 50 лет.


Ее новых знакомых предупреждали заранее: «Увидев нового человека, она в него сразу либо влюбляется, либо… Может так пошутить, что мало не покажется!». Саму же ее задеть было довольно сложно. Говорят, однажды один из попавшихся ей на язык актеров в сердцах воскликнул: «Да вас в театре никто не любит! Вас вообще никто не любит… кроме народа». На что Пельтцер тут же ответила совершенно невозмутимо: «Вот это комплимент! Лучше всяких званий!»

В 22 года Татьяна Пельтцер вышла замуж за немецкого коммуниста Ганса Тейблера, бросила сцену и уехала вместе с мужем в Германию. Но там она прожила всего 4 года и вернулась назад в СССР. По слухам, не одна – вместе с другом мужа, советским инженером. При этом с бывшим супругом всю жизнь поддерживала дружеские отношения. Поначалу актриса всем говорила, что она уехала из Германии «по политическим причинам», после прихода к власти Гитлера. Но однажды ее коллега по Театру Сатиры и подруга Ольга Аросева, встретившись с Татьяной и Гансом уже после их развода, высказала свои сожаления о том, что гитлеровская власть разлучила такую прекрасную пару. На что Ганс ответил: «Ты знаешь, Оля, Гитлер совершил много злодейств, но в том, что мы расстались, он не виноват. Просто я нашел записку, где Таня назначала свидание моему другу». Аросева не смогла удержаться от улыбки: «Так вы, оказывается, просто гулящая, а не жертва фашизма?» О личном Татьяна Пельтцер никогда ни с кем не говорила, вот только с Марком Захаровым делилась: «Мой Ганс меня справедливо выгнал. Было за что».




Захаров грозился ее уволить, она как секретарь партийной организации театра грозилась написать жалобу «куда следует», но ни одна из этих угроз не осуществлялась. А от любви до ненависти, так же, как и в обратном направлении, как известно, долго шагать не приходится. И вскоре Марк Захаров уже говорил: «Татьяна Пельтцер – это моя самая большая любовь в жизни. Она 30 лет проработала в Театре Сатиры и ушла за мной в «Ленком». И в «Ленкоме» ее ждали несколько замечательных ролей... Ее очень любили люди. Она олицетворяла старшее поколение, которое не унывает, остается молодым и полным оптимизма».

Конечно, эта любовь была творческой и платонической, но при этом заставляла сердце актрисы биться чаще, испытывать вдохновение и заряжаться энергией. Для того, чтобы справиться с очередной ролью, ей всегда было необходимо состояние легкой влюбленности и кокетства.


Была у актрисы и еще одна страсть – преферанс. За игрой она могла проводить ночи напролет. Играли, конечно, не «на интерес». Однажды в узкий круг актеров-завсегдатаев «салона» Пельтцер попал молодой Александр Абдулов, поклявшись, что он мастерски играет в преферанс. В ту ночь он обыграл Пельтцер всего на 9 копеек, но при всяком удобном случае она напоминала ему о том, как он ее «обобрал», и пристыженный Абдулов выворачивал карманы, отдавая ей все их содержимое.

С тех пор долгие годы Абдулова и Пельтцер связывала нежная дружба. Он помогал ей, как мог, когда она начала терять память: подсказывал ей текст, незаметно щипал ее, чтобы она говорила свою реплику. Однажды она пожаловалась ему, что все чаще не узнает людей. Абдулов сказал: «А вы встречайте всех, как родных!» С тех пор актриса даже незнакомых людей при встрече на всякий случай обнимала и говорила: «Ох ты, мой родной, как твои дела?» Однажды Абдулов пригласил Пельтцер в кафе отметить его день рождения. Она ответила: «Саша, я уже не в том возрасте, чтобы мужчинам отказывать! Конечно, в путь!»

Марк Захаров рассказывал: «Ее последняя, прощальная роль – в «Поминальной молитве», в паре с Абдуловым... К Саше у нее было особое отношение. Они как-то очень весело дружили. Как встанут болтать и хохотать возле расписания – водой не разольешь… Он называл ее «баушкой» (через «у»). Мы все ее называли «баушкой» – так нам казалось смешнее и добрее. Дружба Татьяны Ивановны с Сашей Абдуловым была очень пронзительная, фантастическая, хотя и возникла она поздно – уже в последние годы жизни Татьяны Ивановны… Бывало, что она забывала слова, и Саша глазами, жестами помогал ей «включиться» в реальность. У них был контакт на очень тонком уровне». Писатель, журналист, телеведущий и кинокритик Глеб Скороходов писал: «Между Сашей и Татьяной Ивановной сложились нежные, трогательные отношения, как между сыном и матерью. Татьяна Ивановна любовалась его красотой, робко восхищалась, болела за его неудачи и успехи… Он стал ее последней привязанностью. Спас ее от отчаяния…».

К сожалению, уже никого из этих замечательных артистов нет в живых: Татьяна Пельтцер ушла в 1992 г., Александра Абдулова не стало в 2008 г., а полгода назад скончался и Марк Захаров
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110220/45448/
Journal information